domenica 7 marzo 2010


Валериу Жереги примеряет на себя самые разные амплуа - сценариста, актера, оператора, писателя и даже продюсера, но главная роль его жизни –
режиссер-постановщик, который снимает фильмы, проникающие в душу.
О фильме, снятом за 12 дней и… 60 лет


- Валерий Исаевич, в «Arrivederci» вы осознанно «вывернули изнанку», показав всю неприглядность эмиграции, потому что считаете ее угрозой для Молдовы?

- Я и сейчас уверен, что в нашей стране назревает огромная проблема, которая вскоре превратится в национальную трагедию. Когда я вернулся в Молдову после долгого отъезда, мне сразу бросилась в глаза тревожная ситуация с массой эмигрантов, уезжающих на заработки. Создается ощущение, что проводится какая-то продуманная операция по очищению территории от коренного населения, настолько разумные формы приобретает этот процесс.Самое страшное – люди оставляют своих детей – необразованных, не вставших на ноги, которые не сегодня, так завтра могут уйти в преступный мир просто потому, что не знают другого пути.«Arrivederci»предлагает альтернативу такой реальности – он о большой любви детей к своей матери и о природной силе человеческого духа в образе молодого поколения.

- До этого лишь читала, что «Arrivederci» был неоднократно награжден, а сейчас убедилась - этих наград действительно много…

- За год фестивальной жизни «Arrivederci» собрал 10 высоких международных наград! И среди этого обилия призов и дипломов нет лишь одного – молдавского, хотя ни один вид искусства не принес Молдове в 2009 году столько положительных рецензий в зарубежной прессе и такие международные победы.Я не ожидал, что эта картина будет настолько хорошо принята как простыми людьми, так и настоящими профессионалами. Мы не раз приглашались в Италию кинематографистами, общественными деятелями и молдавской диаспорой, а этой весной запланированы еще несколько поездок по городам Италии – люди просят привезти картину еще и еще, они сами арендуют залы, организовывают зрителей, проводят открытые обсуждения.«Arrivederci» стал первым художественным фильмом, показанным в Европейском парламенте. Должен признать, что члены этой организации аплодировали фильму и очень трепетно обсуждали проблему, которую поднимает картина. Более того, многие восприняли фильм, как документальный, настолько реалистичным он им показался.
Знаешь, впервые показав «Arrivederci» на Евразийском телефоруме в Москве и получив Гран-при, я сказал со сцены, что фильм создан за 12 дней и… 60 лет.

О «помощи» правительства
- Насколько я знаю, вы не только не получили официального признания в Молдове, но и вообще не дождались никакой государственной поддержки при съемках?

- Я был поражен, когда предложив этот кинопроект всевозможным правительственным, неправительственным и общественным организациям и не получил ни единого положительного ответа. Тогда, в период предвыборной кампании эта тема, как оказалось, не заслуживала внимания на государственном уровне. Самое интересное, что отказа как такового не было – мое предложение показалось действующей власти враждебным, и мой проект был просто проигнорирован. Но и сегодня, когда сменилась власть, уже получив высокое международное признание, я так и не услышал ни единого слова благодарности или поздравления ни от Министерства культуры, ни от парламентской Комиссии по культуре, ни от правительства. Они даже не пришли на фильм по пригласительным.

- И все равно вы продолжаете снимать именно молдавское кино?

- При каждой поездке на зарубежные кинофестивали, я действительно использовал одну и ту же формулировку – молдавское кино. Но так ли это на самом деле? Ведь это определение подразумевает, что государство каким-то образом оказывало съемочной группе хотя бы минимальную поддержку. А как бы мне ни хотелось, чтобы это было неправдой, но государство тут, к сожалению, ни при чем, и наград никаких не заслужило.
Создается впечатление, что руководство страны - и прошлое, и настоящее, как будто открещивается от остросоциального фильма, который сегодня уже становится национальным достоянием. Вопрос - почему? Настоящее кино должно быть выше всякой политики, и я всегда следовал этому постулату.

О кино с приставкой «гос-»

- Может, если бы вы сотрудничали с «Moldova-film» реакция была бы другой? Ну, или ваши отношения c этой киностудией были бы не такими натянутыми.

- Сегодняшняя государственная киностудия – это типичный кооператив, где все наше кинематографическое достояние захвачено, перепрофилировано и поделено между несколькими людьми, не имеющими к кино никакого отношения. Я помню, как мы выходили на субботники и работали на строительстве «Moldova-film», как по крупицам создавали национальный фильмофонд, превращая киностудию в одну из лучших в стране, как создавали по-настоящему востребованные фильмы, собиравшие миллионы зрителей. И вдруг, место кинематографистов на национальной киностудии не без помощи властей заняли какие-то случайные люди, а профессионалы, сами того не заметив, оказались за оградой, не у дел.Кинематографисты были не нужны ставленникам коммунистической власти - «руководству» студии, которое, надо полагать, не без ущерба для себя, сдает в аренду тысячи метров наших площадей, аппаратуру; получает плановые государственные субсидии, чтобы на свой «вкус» выпускать бездарные и никому не нужные фильмы, за которые стыдно всему молдавскому народу. Но эти «руководители», оказывается, не беспокоят и новую власть!

- Один из последних фильмов – «Волки и Боги». Можно ли его назвать успешным.

- Посмотрите, что пишет в блогах наша молодежь - там кроме иронии, позора и издевательства над дилетантами, которым доверили этот «государственный заказ» ничего другого и нет.

Давай немного посчитаем. Фильм «Волки и Боги» обошелся казне в 3 млн. 800 тыс. леев. По завершению съемок был один показ картины в «Патрии», на который собрались те, кому были розданы бесплатные пригласительные билеты. Затем провели несколько платных показов в «Одеоне», где удалось продать около 100 билетов стоимостью по 20 леев. Умножив одно число на другое, получаем пару тысяч леев, из которых оплачивается зарплата персоналу кинотеатров, счета за электричество, тепло и проекция. Что остается для возврата в казну? В минус! Притом ни один зарубежный кинопрокат или телеканал не купил права на показ этого «произведения». Вот это арифметика по-молдавски: вкладываем 3 800 000, а потом должны еще добавить, чтоб рассчитаться с киномехаником. В то время, когда ходим по миру с протянутой рукой. Не правильнее было бы эти деньги отдать студентам киноакадемии, чтобы они снимали курсовые и дипломные работы? Хоть какая-то польза!Те, кто запустили в производство этот «шедевр» теперь (обычное дело!) списывают его на «творческую неудачу». И никто не спрашивает, ответит ли кто-то за это? Ну, тогда налогоплательщикам не надо удивляться, что в скором будущем появится «Волки и Боги – 2» с государственным финансированием и, конечно, с высокими правительственными наградами для авторов «фильма».

- Но руководство киностудии не раз заявляло о своих успехах …

- Как можно так бессовестно врать: «Мы создаем шедевры!». Где их фильмы за последний десяток лет? На каких экранах? Нигде! И все, что они писали об участии и «лауреатстве» в фестивалях - уверяю вас, это полный блеф. Откройте Интернет и посмотрите! И каждый гражданин страны скажет: нет у нас «Moldova-film»!

Не понимаю, почему никому нет дела и никого не волнует, что многомиллионные суммы, пропадают "в никуда?"

Знаешь, раньше я во многих интервью наивно утверждал, что верю в успех национального молдавского кино, но сегодня я должен признать, что глубоко ошибался. Пока у нашего кино есть приставка «гос-», никакого светлого будущего для него нет.

О новых проектах. Молдо-итальянских

- Скажите, что сейчас происходит с фильмом, который должен быть снят по вашей повести «Любовь и война»?

- Иностранцы, совместно с которыми мы и работаем над этим проектом, искренне недоумевают: «Почему, если фильм о Молдове, абсолютно все должна финансировать итальянская сторона? Почему тебе не помогает твоя страна, ведь это фильм о вашей истории, о вашем замечательном народе?». Вот и выходит, что это будет молдавская история, снятая на итальянские деньги, таким образом, это будет итальянский фильм – вынужденный абсурд.

Ладно, и так снимем, но возникла другая проблема – наша страна находится в очень нестабильном политическом положении, и оттого итальянский продюсер не рискует воспользоваться молдавскими банковскими гарантиями. Соответственно, деньги пока не могут быть переведены на производство фильма в Молдову, поэтому ждем стабилизации.

- Не верится, что вы бездействуйте в ожидании нужных условий. Наверняка ведь есть что-то еще?

- Мы заняты еще одним проектом, предложенным мне итальянской стороной - менее дорогостоящим, чем «Любовь и война», и более «шумным», чем «Arrivederci». Он о судьбе молдавских девушек в нелегальной эмиграции. Этот фильм затронет много неравнодушных людей.

Это европейский социальный проект, в котором наряду с итальянскими кинематографистами я, как автор сценария, режиссер-постановщик и сопродюсер планирую задействовать много молдавских актеров и членов съемочной группы. Вопрос: почему этого не делает госстудия? Да потому, что с таким «статусом» и с таким «руководством» «Moldova-film» никто не желает иметь дело.
Наверное, не стоит повторять, что в очередной раз для властей такой международный проект неинтересен. А просить содействия у них - нет никакого смысла, там сегодня другие приоритеты. Буду действовать своими силами и при поддержке зарубежных партнеров.

- Валерий Исаевич, все ваши вопросы – как в пустоту. Удивительно, почему, несмотря на все негативные моменты, вы упорно продолжаете жить и работать в Молдове?

- Как проявится недомогание от чувства полной ненадобности дома, тогда и приму другие решения для будущего своей семьи и профессии… Да, в Москве мне было куда лучше жить просто потому, что там нет такого количества высокомерных, ненадежных людей и предателей - тех, которым ты дал возможность быть кинематографистом, заработать не малые деньги, тех, кто в своих мелких и личных целях подставляет и поливает тебя грязью за твоей спиной. Да, оказалось, что, вернувшись в Молдову с лозунгом: «Давайте создавать кино, я знаю, как это делать!», я превратился во врага для тех, к кому перетекают государственные средства, выделяемые для развития кино. Еще они сердито возмущаются: «Пришел какой-то Жереги мутить нам воду! Мы даже не знаем, кто он такой!». Но, как бы ни было, это моя родина. Я родился в этой стране, мне здесь уютно, здесь мой дом и я хочу в нем жить.

А насчет вопросов в пустоту – это ты правильно подметила, пока так оно и есть...

Награды фильма "ARRIVEDERCI":Гран-при XI Евразийский Телефорум (Москва, Россия)Показ и обсуждение в Европарламенте (Брюссель, Бельгия)
Международный кинофестиваль в Бердянске (Украина)Приз "Лучший режиссер”Приз „Лучший оператор”Специальный Приз жюри „Надежда фестиваля”
Лауреат премий Erasmus EuroMedia (Вена),
“COUNTRY MEDAL” (“Медаль страны”)
“SPONSORSHIP AWARD” (“Премия спонсоров”)Международный кинофестиваль в Салерно (Италия)“Абсолютная премия” - высшая награда в категории фильмов среднего метража. Международный кинофестиваль по правам человека (Харьков, Украина)
Приз “Лучший режиссер”Международный кинофестиваль патриотических фильмов “KINOTUR – 2009” (Житомир, Украина)
Гран-приМеждународный фестиваль телевизионных фильмов “KORONA KARPAT” (Трускавец, Украина)
Гран-при.

Nessun commento:

Posta un commento

Nota. Solo i membri di questo blog possono postare un commento.