sabato 12 settembre 2009








Семилетний Ион Бабенко из села Бутучень стал Лауреатом Международного кинофестиваля на Азовье.

С 28 августа по 3 сентября в Украине проходил 12-ый Бердянский Международный Кинофестиваль. Молдавский режиссер Валериу Жереги представил на суд жюри Кинофестиваля фильм "ARRIVEDERCI".
По итогам фестиваля молдавский фильм был отмечен тремя премиями: "За лучшую режиссуру", "За лучшую операторскую работу" и Специальным Призом жюри 12-го Международного Кинофестиваля "Надежда Фестиваля", который был присужден молдавскому мальчику Иону Бабенко за исполнение роли в фильме Валериу Жереги "ARRIVEDERCI".
Валериу Жереги поделился с нами своими впечатлениями о прошедшем фестивале, а также рассказал о своих творческих планах.
На закрытии фестиваля, когда председатель жюри - Народный артист Украины, Председатель Союза кинематографистов Украины - Борис Савченко объявил о вручении Специального Приза Иону Бабенко, в зале устроили овации. Тот факт, что жюри Международного Кинофестиваля предложило молдавскому мальчику из села Бутучень Специальный Приз, подчеркивает то, что я уже давно утверждаю: молдавский народ талантлив во многом. Но в то же время, нашей киноиндустрии очень трудно выжить и выплыть без поддержки государства и частных инвесторов. Я повторяю в очередной раз, что культура – это валютный фонд страны, и так безалаберно относится к культуре, как относятся в нашей стране, недопустимо.
Кинематографисты, участники Фестиваля и простые зрители так прониклись первым просмотром фильма "ARRIVEDERCI", что другие участники, которые, по разным причинам не смогли попасть на показ, обратились в Организационный Комитет фестиваля с просьбой об организации повторного просмотра. И на протяжении всего фестиваля везде звучало: "молдавский фильм", "молдавский режиссёр", "мальчик из Молдовы".
Что Вам дало участие в этом Фестивале?
Такие фестивали дают возможность наладить творческие контакты. Например, на этом Фестивале мне и директору фильма Михаю Дэнилэ было предложено сотрудничать с Kiev International FilmFestival, президентом которого является Богдан Ступка, а директором – Федор Крат. Эта компания предложила нам провести в Центральном Доме Кино в Киеве показ фильма "ARRIVEDERCI" с его обсуждением, куда будут приглашены представители парламента, правительства, международные ассоциации и фонды, кинематографисты и журналисты. Более того, нам предложили участвовать в прямом эфире с показом этого фильма и обсуждением в центральных городах Украины: Киеве, Харькове, Днепропетровске, Запорожье, Львове.
Почему Россия, Украина, страны Восточной Европы считают проблему миграции населения актуальной и острой, считают необходимым обсудить её с разными слоями населения, а также искренне оценить фильм с художественной точки зрения; почему Зал Европарламента аплодирует этому фильму; залы в России, Украине, Португалии, Франции, Италии принимают этот фильм, как высокое молдавское киноискусство? Эти страны сделали то, что должна была сделать Молдова! Но здесь, чтобы устроить показ фильма для молдавского зрителя, который делает запросы в интернете: "как найти, где увидеть фильм "ARRIVEDERCI", я должен платить за кинозал, и никто ни на каком уровне "не может" помочь нам в демонстрации фильма ни в столице, ни в городах республики.
К счастью, мне и моей группе некогда страдать: невзирая на политическую и экономическую ситуацию в стране, мы заняты реальным кинематографическим делом. Не прося ни у кого ничего, не унижаясь, а наоборот, взяв на себя функцию представлять нашу республику, как миролюбивую и интеллектуальную страну.



Отрывок из письма Делегации Европейского Парламента в Комиссию по Парламентской Кооперации ЕС – Республика Молдова:
Г-Н ВАЛЕРИУ ЖЕРЕГИ,
"От лица Членов Делегации Европейского Парламента в Комиссии по Парламентской Кооперации ЕС – Республика Молдова и Интернациональной группы "Семья и Защита Детей", хотим Вас поздравить с производством фильма "ARRIVEDERCI"…
Выражаем уверенность в том, что это великолепное произведение искусства, поможет многим людям понять, как маленькие дети Молдовы и других стран Европы и мира, борются за выживание в отсутствие родителей, без любви и комфорта, в бедности.
Мы благодарим Вас за показ фильма в Европейском Парламенте, и надеемся, что этот фильм будет показан тем, кто задумается над бедственным положением детей и сможет предпринять необходимые меры для улучшения ситуации".


Букет премий говорит о том, что мы ВОЗРОЖДАЕМ молдавское кино и ХОТИМ вывести его на международный уровень. О нашей стране должны говорить, как о высококультурной стране.
Опасную для развития страны формулировку: "Мы создаем молдавское кино для молдаван" выдвинули в последние 15 лет бездарные руководители национального кино, репутация которых весьма сомнительна. Прикрываясь этим лозунгом, им было удобно бесконтрольно продавать наши фильмы за границу: национальное достояние страны ушло без государственной комиссии, которая могла бы определить истинную цену наших картин. Они научились ремонтировать и перестраивать киностудию десятки раз: "Как же, выгодное дело!", запускали в производство такие "фильмы", от которых, кроме запаха плесени, ничем живым не отдаёт.
А между тем, государство ежегодно выделяет новые средства для создания национального кинематографа. И где же фильмы, на которые эти средства были выделены? К слову, меня очень интересует: куда сливаются деньги последние три года под предлогом создания на государственной киностудии “Moldova-Film” некого фильма “Lupii si Zeii”. Почему этот фильм прячут от нас три года? Неужели потому, что он особенно "талантливый" и "фестивальный"? Что скрывается за этим "творчеством"? Какие это "профессионалы" нескончаемо трудятся над этим "произведением" и зачем?
Нас ждут в Европе. Впервые в истории молдавского кинематографа наш фильм номинирован на премию Erasmus EuroMedia Европейского общества по образованию и диалогу. Церемония вручения премий Erasmus EuroMedia состоится в Вене (Австрия) 16 октября. Номинация на эту премию говорит о том, что европейцы неравнодушны к проблемам людей, что Европа протягивает нам свою руку. Для нас важно, что помимо денежной премии, фильмы-победители получают международное внимание. Премия Erasmus EuroMedia – это повод для финансовой поддержки, выделяемой впоследствии творческим коллективам.

Мне непонятно, почему во всей Европе относятся к этому фильму, как к социально значимому, общечеловеческому произведению искусства, а здесь… нам не чинят видимых препятствий, но и официальной поддержки для показа молдавскому зрителю фильма "ARRIVEDERCI" получить никак нельзя. К примеру, для национального телевидения, то есть лично для г-на Тодеркана, режиссер Жереги является персоной “non-grata” – так говорили мне ангажированные там журналисты.
Я подчеркиваю, мне и моей группе никто не мешал создавать фильм "ARRIVEDERCI", но мне никто и не помог. Я обращался во всевозможные организации, вплоть до правительства и президента, и отказа не было: просто мне никто не ответил.
После показа фильма в Брюсселе, Европарламентарии отправили к высшему руководству нашей страны письмо с предложением показа фильма "ARRIVEDERCI" и обсуждением его на национальном телевидении Moldova-1. Но и это было проигнорировано.
Но могу сказать, что мы обязательно попытаемся сделать большой открытый просмотр фильма "ARRIVEDERCI" в ближайшее время в Кишиневе.

На каком этапе находится сейчас работа над проектом "Любовь и Война"?
Лично я благодарен фильму "ARRIVEDERCI" за то, что он дал нам возможность встретиться с кинематографистами из Италии. На основе художественной ценности и мастерства этого фильма, мне было предложено дальнейшее сотрудничество с итальянскими кинематографистами. В перспективе – большой и серьёзный кинопроект "Любовь и Война" по моей одноименной книге. Почему итальянцы заинтересовались этим проектом? Они увидели в нем миротворческую идею. И теперь у нас появилась возможность создать художественный фильм с мировыми актерами, с высокими технологиями, на высоком профессиональном уровне. Мне непонятен и тревожен тот факт, что этот сценарий с названием "Перелётные Птицы" лежал в Министерстве Культуры 2 года, был у министров, у советников президента , никто не удосужился его оценить. Более того, он был просто проигнорирован.

Если говорить на кино-языке, у нас сейчас предподготовительный период. В этот период входит перевод и издание книги "Любовь и Война" в Италии. Кроме того, итальянский продюсер Франческо Галиарди контактирует со всевозможными правительственными и неправительственными организациями по поводу капиталовложений в проект (помимо тех, которыми он располагает). Идут переговоры с актёрами для участия в фильме. Но надо понимать, что в связи с тем, что Республика Молдова никоим образом материально не участвует в проекте, итальянцы вправе диктовать свои условия. Я со своей стороны привлекаю к работе молдавскую съемочную группу. Фильм этот о периоде начала второй мировой войны в Молдове и будет создаваться молдавским режиссёром-постановщиком, частично молдавской съемочной группой, и задействованы там будут молдавские актёры. Но в титрах будет значиться: "Francesco Gagliardi Productione представляет…".

На пресс-конференции, посвящённой началу работы над фильмом "Любовь и Война", присутствовали кинопродюсер Франческо Галиарди, его ассистент по производству Роберта Мартино, посол Италии в РМ Стефано Де Лео, консул Италии в РМ Бруно Кастелари. Молдавское Министерство Культуры отказалось от участия в этой пресс-конференции – чтобы это значило? Чего мне ждать от своих?
Я с великим уважением отношусь к послу Италии в РМ Стефано Де Лео, потому что посольство искренне помогает нашей творческо-производственной группе в работе над этой совместной продукцией. Это говорит о стабильности творческих контактов кинематографистов Молдовы и Италии.
Отрывок из книги Валерию Жереги "Любовь и Война":
При новой власти Нику Водэ назвал себя просто – НКВД, что в Советской стране означало "народный комиссариат внутренних дел".Прошлой зимой НКВД напился, упал, заснул, а руки остались в луже.
К утру, вода примерзла. Проснулся, позвал жену с топором. Она топор принесла и своим умом додумалась руки мужу не отрубать, а только лед порубить вокруг.
Вот и ходил НКВД с синими по локоть руками. Острой щепочкой нацарапает у локтя звезду и смело идет наводить порядок в селе. Шел на маленькое дельце – одна звезда, и в чине лейтенанта давал распоряжение зарезать ему пару гусей - одного на субботу, другого на воскресенье. Если дело крупнее, – нужно экспроприировать зерно или порубленные дрова, НКВД рисовал на одной руке большую звезду, на другой - две, но поменьше.
Жена НКВД от винных дрожжей потолстела на правый бок. Легла на эту опухоль и больше не проснулась. Утром в тот же день, в воскресенье, пьющий НКВД с горя сразу похоронил свою последнюю жену, и на эти похороны никто из селян не пришел. Никто ничего не слышал - вдовец не рыдал и громко не плакал. В одиночестве НКВД закопал жену на старом кладбище, накидал могилку, сел на нее и разозлился на свое село.
В связи с тем, что в родной стране Вы не получаете необходимой поддержки Вашего творчества, Вы не думаете о том, чтобы сменить страну проживания?
Я 15 лет жил в Москве, но это не означает, что меня не было тут, в Молдове. Я приехал обратно без формулировок: временно или навсегда. Интересно, что вернулся домой я в тот период, когда все отсюда уезжают. Я жил и работал в России, Франции, Германии, Румынии, но я всегда возвращаюсь в Молдову, потому что считаю её своим домом.
Я есть и всегда буду молдавским режиссёром.
Ольга Буга
ttp://allfun.md/index.php?page=projects&id=1220551281
http://jurnaltv.md/#12076&20090904&12077&&3610&3595

http://jurnaltv.md/#13521&20090912&13522&&3610&3595